СТАТТІ

Підписатися на RSS

Популярні теги Всі теги

1939-1945: НЕПИСАНА ІСТОРІЯ. Сімейні спогади про Другу Світову

„Оголосили про створення поліції. Одним із перших поліцаїв став кавалер ордена Леніна, недавній бригадир тракторної бригади (за тих часів неабияка посада!). Він пішов до німців, заявив, що в районі залишено партизанський загін, показав таємні схованки з продовольством, зброєю і боєприпасами“
Читати далі

З КИМ ЖЕ УКРАЇНА?

Україна від часів Хмельницького не може визначитися з ким вона: з Росією чи Заходом. Німеччина знову, як уже двічі у 20-му столітті, намагається домінувати у Європі. Економічні труднощі Греції загрожують цілому ЄС, але загальні проблеми приходять з Балкан не вперше. Чи можна вирватися із замкнутого кола історії розмірковує Victor Davis Hanson, Tribune Media Services

Переклад прислав читач ТЕКСТІВ під ніком Comentaries

Читати далі

Алкоголіки. Світ, як завжди, пливе, ніби «біла річка».

В кожного з нас є сусід алкоголік, добре, якщо сусід, а не родич. Якщо походити середньостатистичним київським масивом в робочий час, даєшся диву скільки їх - алкашів. Ми вирішили попити разом з ними.

Ходив у народ Олесь Кульчинський

Читати далі

1января - день двуликого Януса

Новый Год - праздник прогрессистов

 

Новый Год празднуют язычники. Удивлены? Но отмечать Новый Год именно 1 января придумал никто иной, как римский диктатор Юлий Цезарь, а сам день, как и весь месяц, посвящен Янусу, богу выбора, дверей и всех начал (чрезвычайно полезное божество), изображаемому с двумя лицами.

Церковники не слишком жалуют этот праздник, а адвентисты седьмого дня вообще не празднуют, как я на днях выяснил. Хотя ведь и не постятся...

Читати далі

ВЕСНОЙ 1932 НАЧАЛОСЬ РАЗРУШЕНИЕ ВЕРІ

18.02.12 09:54Версия для печати«Без Бога в душе и Царя в голове…»ИСТОРИЯ

«Без Бога в душе и Царя в голове…»

Автор: Сергей Смолянников


Писатель, журналист

«фрАза»

 

История нашего бывшего Отечества претерпевала столько и таких «революционных преобразований», что их с лихвой хватило бы на полмира. Не было ни одного полстолетия, о котором можно было бы сказать, как о времени стабильности и развития. Войны, всевозможные революции (политические, культурные, генетические, перестроечные и т.д.) каждый раз заставляли историю тормозить свое поступательное развитие.

И каждый раз, как Феникс, наше общество находило в себе силы воспрянуть и вновь идти своим путем.

И была, точнее, есть, в нашем славянском обществе одна черта, преодолеть которую, не смог ни один правитель. Как только начинается давление на созданный веками уклад, так и восстает народ, а с ним и его сознание, против давления. Одной из таких возвращенных страниц — есть восстановление бережного и святого отношения к религии.

Я, как автор, не ставлю перед собой цель прославить или найти негатив в религиозности общества, ибо у меня свое отношение к вере (как состоянию собственной души и мысли), а просто, как историк, хочу дать оценку тому, что произошло восемь десятилетий назад.

БЕЗБОЖНАЯ ПЯТИЛЕТКА

 

 

Это словосочетание вкупе с политической составляющей, прочно вошло в обиход вчерашней истории, как искусственно созданное идеологическое наполнение «умов общества», уже ушедшего от «старорежимной» идеологии, но и не пришедшего к новой, рабоче-крестьянской.

Дата 15 мая 1932-го стала отправной точкой для начала того, что стало «безбожной пятилеткой», когда декретом Совета Народных Комиссаров СССР была поставлена цель: «к 1 мая 1937 года имя Бога должно быть забыто на территории страны». Но историки до сих пор спорят, а была ли эта дата первична и связана ли она с именем лишь одного человека, ведь существует и более ранний документ, с не менее интересным содержанием.

 

Целый ряд российских историков считают этот документ самой настоящей подделкой, но... Есть другой документ, причем более позднего периода, принятый после «безбожной пятилетки», в котором четко обозначено:

«Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) „Вопросы религии“. По отношению к религии, служителям русской православной церкви и верующим, ЦК постановляет:

1). Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей церкви, преследования верующих;

2). Указание тов. Ленина В.И. от 1 мая 1919 г. за N 13666/2 „О борьбе с попами и религией“, адресованное Предс. ВЧК Дзержинскому Ф.Э. и все соответствующие инструкции ОГПУ — НКВД, касающиеся преследования служителей церкви и православных верующих, — ОТМЕНИТЬ.

3). НКВД СССР произвести ревизию всех осужденных и арестованных граждан по делам, связанным с богослужительной деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание, не связанное с лишением свободы осужденных граждан по указанным мотивам, если их деятельность не нанесла вреда советской власти.

4). Вопрос о судьбе верующих, принадлежащих к другим конфессиям, ЦК примет решение дополнительно.

Секретарь ЦК И.Сталин».

Но есть необходимость еще глубже погрузиться в историю, чтобы вспомнить, что борьба с религией была одним из основополагающих тезисов «Манифеста Коммунистической партии» Маркса и Энгельса. Нисколько не оправдывая «классиков» и «основоположников», отмечу, что под «борьбой с религией» они подразумевали не столько уничтожение самих церквей, храмов, соборов и монастырей, сколько борьбу против господствовавшей при монархическом строе Русской Православной Церкви. Ведь именно Россию они избрали «полигоном революций».

Владимир Ульянов-Ленин, как истинный марксист, также считал, что борьба с религией в Советской России — это борьба с православием, а уж потом, как сказано в выше приведенных документах, с другими направлениями.

И если первые десять лет после Октября-1917, были в основном направлены на активную борьбу с конкретными представителями культа, то с мая 1932-го — на борьбу со всем, что есть суть религии в делах, умах и думах, помещениях и храмах.

Но не стоит однобоко отрицательно относиться к той борьбе. История Отечества знает немало примеров, когда именно священники всячески противились открытию сельских школ, появлению изб-читален, преодолению безграмотности. Ведь это было, как во все времена революций и реформ, когда позитив и негатив шли рядышком, почти обнявшись.

Другое дело, что масштабы той борьбы, особенно после правительственного постановления, стали приобретать масштабы, сравнимые, разве что, с культурной революцией в Китае. Да и основными бойцами «русской культурной революции» стали молодые люди, преимущественно, комсомольцы.

Стоит отметить в антирелигиозной борьбе и весьма специфическую роль Союза воинствующих безбожников СССР, организации, хоть и «общественной», но с очень весомыми полномочиями и огромной армией помощников в буденовках. Как не стоит забывать и о том, что руководителями ее были люди, очень далекие от православия, к примеру — председатель союза — Емельян Ярославский (он же Герше Губельман). Да и ново созданная трудовая интеллигенция, также рьяно взялась за борьбу в умах трудового народа.

 

 

Союз воинствующих безбожников к началу «безбожной пятилетки» насчитывал свыше 5 миллионов членов, объединенных в более чем 60 тысяч ячеек. И далеко не все шли туда по принуждению, значительная часть считала себя идейными борцами с «опиумом для народа». Со стороны выглядело все так, будто Союз воинствующих безбожников и выглядел зачинщиком антирелигиозной борьбы, а решения партии-правительства лишь подтвердили желания прогрессивной молодежи СССР.

Причем, если сравнить программные государственные документы по борьбе с религией и программу Союза, то последняя, выглядит в виде конкретных решений на каждый год, и так, на всю пятилетку:

— 1932-1933 годы — закрытие всех церквей и молитвенных домов;

— 1933-1934-й — упразднение всех религиозных традиций;

— 1934-1935-й — период тотальной антирелигиозной пропаганды;

— 1935-1936-й — упразднение всех священнослужителей;

— 1937-й — должно исчезнуть из жизни само имя Бога.

Первые шаги «безбожной пятилетки» полностью оправдали свое название. Борьба с религией, а особенно ее формы, были безбожными в методах и средствах...

 

 

 

 

 

Следует упомянуть еще один момент — быстро набиравшую обороты антирелигиозную кампанию, связанную в первую очередь с деятельностью комсомола. Комсомольцы, к негодованию верующих, устраивали на улицах городов во время Пасхи шумные и многолюдные антирелигиозные «карнавалы». Участились случаи закрытия церквей в городах по инициативе местных городских властей наряду с довольно нелепой кампанией по переплавке колоколов «на нужды индустриализации». На Украине в села из города хлынули толпы юных «воинствующих энтузиастов», снимавших колокола с церквей. Кульминацией антирелигиозного движения явился экстраординарный эпизод, произошедший в Донбассе, когда на площади Горловки были торжественно сожжены 4000 икон, причем на улицах плясала и веселилась огромная толпа людей — преимущественно, шахтеров.

 

«Перекуем колокола на нужды индустриализации»

Не отставала от генеральной линии и пропаганда. Известный советский поэт, Демьян Бедный, прославился множеством своих творческих находок, на ниве борьбы с «дурманом народа». Его известное стихотворение «Паук и мухи», было тогда обязательно для изучения в школе:

 

Паук весело живет,

Паутиночку плетет.

В паутину ловит мух:

Молодаек и старух,

Молодцов и стариков

Богомольных мужиков —

Мухи жалобно жужжат,

Пауку несут деньжат.

Все, что нажили горбом:

Дили — бом! Дили — бом!

 

 

И вот наступила весна 1932-го, когда началось самое страшное — уничтожение и веры, и храмов...

Только за период конца 1931-го по весну 1936-го было уничтожено, т.е. полностью разрушено 156 храмов, соборов, монастырей, обителей, основной удар на которые, пришелся на территорию России и Украины.

Наступила эра «безбожной пятилетки» в самом страшном ее проявлении — полном уничтожении, «чтобы Богом и не пахло». Именно под такими лозунгами совершалось варварство, подкрепленное идеологической и культурно-перестроечной обработкой.

 

Снос Храма Христа Спасителя в Москве

 

Снос Собора Святого Николая-Чудотворца в Харькове. Прекрасно видны толпы «воинственных безбожников» с плакатами.

Очень часто, разрушения объяснялись не столько антирелигиозными методами работы, сколько идеологическими. Так, одним из оснований сноса Собора Николаева в Харькове, было, то, в июне 1919-го ненавистный большевикам Главком Войск Юга России Антон Иванович Деникин был в Соборе на торжественном молебне, посвященном освобождению города от большевиков. Да и другие аспекты объяснений сноса использовались в арсенале разрушителей.

 

 

 

Был и еще один важный аспект — это строительство нового города, с новыми видами общественного транспорта, расширениями улиц и площадей, строительством рабочих микрорайонов. В какой-то степени, это еще можно оправдать, ибо расширять города действительно надо было. Но, даже эти объяснения, связанные со строительством метрополитена в Москве, прокладке новых трамвайных линий в Ленинграде, Киеве, Харькове, Горьком, Свердловске и других городах, не могут дать ответ, а почему же, сносились храмы и монастыри, находящиеся вдали от городских коммуникаций.

Достаточно привести лишь небольшой список некоторых разрушенных православных храмов Украины, чтобы прийти к выводы — это уничтожение было направлено на самые стойкие и неподдающиеся атеистической обработке, храмы, соборы, монастыри.

 

 

В Киеве: Киево-Братский Богоявленский монастырь; Межигорский монастырь (под Киевом); Михайловский Златоверхий монастырь; Спасо-Преображенская пустынь.

В Харькове: все Александровские часовни; Николаевский собор; Церковь Рождества Христова; Мироносицкая церковь; Михайловская церковь; Церковь Всех Святых; Святодуховская церковь; Кирилло-Мефодиевская церковь; Церковь Рождества Богородицы; Александро-Невская церковь; Лютеранская церковь; Соборная мечеть.

В Одессе: Церковь Вознесения Господня; Церковь Николая Чудотворца; Спасо-Преображенский собор; Вознесенская церковь; Церковь Всех Святых; Крестовоздвиженская церковь; Сретенская церковь; Михайловская церковь; Петропавловская церковь; Алексеевская церковь; Церковь Константина и Елены; Покровская церковь; Портовая (Приморская) Свято-Николаевская церковь; Военный собор св. Стефана.

 

Одесский Спасо-Преображенский кафедральный собор — главный храм Новороссии

 

Межигорский Спасо-Преображенский монастырь

 

Михайловский Златоверхий монастырь. До разрушения...

...Восстановленный в наши дни. Это был один из древнейших монастырей в Киеве. Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта традиция.

И что же в результате? А результат, как говорил уважаемый в Украине Виктор Степанович Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда».

Сначала всю церковную жизнь загнали, в прямом смысле, в подполье, а потом, оценив реальный масштаб противодействия и невозможности искоренить вековые традиции, власти испугались. Причем, первым звонком необходимости пересмотра политики «воинствующих безбожников» стали события 1939-го — 1940-го годов, когда в состав СССР вошли земли западных областей Украины и Белоруссии, а также территория Бессарабии и Буковины, население которых, просто не могло жить без христианства. А если добавить еще и католическо-лютеранскую составляющую части Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии, то сразу станет понятно, что «безбожная пятилетка» потерпела полный крах.

Достаточно вспомнить фильм Сергея Эйзенштейна и Дмитрия Васильева «Александр Невский», вышедший на экраны в 1939-м с его знаменитыми словами Святого Александра и в песне: «Вставайте люди русские, за веру православную»... Поняли правители, что без веры православной не выжить в будущей войне Русскому Единству.

 

«Вставайте, люди русские, за веру православную»

События 1941-го, с известным выступлением Сталина и обращением: «Братья и сестры...», все поставили на свое место. Окончательный перелом в «битве с Богом» совпал с окончательным переломом в Великой Отечественной войне в 1943-м, когда в ночь на 4 сентября Сталин вызвал к себе в Кремль трех выживших митрополитов — Сергия, Алексия и Николая, и фактически поручил им воссоздать Московскую патриархию с ярко выраженной патриотической идеологией и обширными внешнеполитическими задачами, связанными с планами Сталина по послевоенному переделу мира. Ведь впереди было освобождение Европы и православных народов Румынии, Болгарии, Югославии (ряда республик), Греции, а также часть православного населения Ближнего Востока. Не остались без внимания и вопросы Русской зарубежной церкви.

 

Еще вчера он был «врагом народа», а в годы войны стал героем

Прошло восемь десятков лет с того страшного дня, когда вступил в силу декрет от 15 мая 1932-го. Много воды утекло с той поры, изменились системы мирового паритета, исчезли с карт многие государства, образовав целое ассорти «гордых, но ослабленных», изменилось и отношение к религии. Причем, как на флоте по команде «Поворот все вдруг на обратный курс». И вот уже самыми ярыми поборниками православия, как всего христианства, а также лютеранства, иудаизма, ислама, буддизма, стали вчерашние ее уничтожители.

 

 

То, что вчера было немыслимым, сегодня реальная явь. Как и то, что тоталитарное безбожие, породило тоталитарное вождеславие. И сегодня мы видим, что... А то, что Ленин и Христос — почти родные братья, чего быть не может, ни по определению, ни по существу принесенного людям...

ЧАПАЕВА В УРАЛЕ УТОПИЛИ РАБОЧИЕ


  • Фото:

Знаменитая Анка-пулеметчица стреляла не в офицеров-каппелевцев - в атаку н красные пулеметы без единого выстрела (не было патронов) шли потомственные рабочие Ижевских заводов. В том бою они погнали “красных”, они же позже разделались с Чапаем.

Многие видели фильм-боевик "Чапаев". Там советские киношники-идеологи сняли эпизод психической атаки Каппелевского офицерского полка. Это вымысел. В то время офицеров Каппелевского полка не было на этом участке фронта. На Чапаевскую дивизию тогда наступали рабочие Ижевской дивизии, и Анка-пулемётчица стреляла не по офицерам, а по русским рабочим. Впоследствии "легендарный Чапай" был ими разбит и утоплен.

Читати далі

Тогда туалетная бумага была в дефиците всегда

Фото:   Какую страну мы потеряли!

«...Помню рассказ случайной попутчицы, она с Сахалина была. Им морем прибивало мусор из Японии, так он ходили по берегу, собирали его — но не потому что „мусор“, а потому что его можно было использовать. Коробочки, баночки и т.п. А еще обувь — старая японская обувь...

... так верх отрезали, подошву оставляли, верх сами мастерили. Так сносу, мол, не было таким „туфлям“...»

«...Стоишь за картошкой, а она мелкая, как горох, бывает и с гнильцой, а выбрать нельзя, кладут все подряд, если начинаешь выбирать, продавщица орать начинает: „Берите все подряд, нечего здесь ковыряться!“ Приходишь к шапошному разбору, а молоко кончилось, и остатки валяются — рваные, лопнувшие пакеты, выбираешь наименее текущий и домой аккуратно тащишь...»

Читати далі

ТАКИЙ ЖАХ ЧИНИЛО ЛИШЕ НКВД

 

Такого не робили ані поляки в 1939, ані нацисти в 1944. Радянська міліція розстрілювала масово - з автоматів, через віконця для передачі їжі. Або кидала в камери гранати. Деякі з цих камер довелося замурувати - і ексгумацію провели вже взимку.

Читати далі

КОРЮКОВКА. СИМВОЛ НАЦИСТСКИХ ЗВЕРСТВ

Версия для печатиВерсия для печатиФото:   Корюковка: забытая трагедия

Символом зверств нацистов на оккупированной территории СССР советская пропаганда сделала белорусскую Хатынь. Уничтожение около 7 тысяч украинцев в Корюковке на Черниговщине по идеологическим причинам не получило огласки.

Читати далі