Но не все согласны с учебниками.
«На 15 ноября 1942 года стоит на учете действующих на территории Украины 55 партизанских отрядов общей численностью 6350 человек, из них имеют постоянную радиосвязь с Украинским штабом партизанского движения 38 партизанских отрядов общей численностью 5027 человек».
Вот! А где же массовость?
«Состояние партизанского движения на Украине на 1.1.43 года характеризуется следующими цифрами:
а) Действующих отрядов — 60 с общей численностью 9199 чел., из них вытеснены [противником — С.Г.] с территории Украины — 24 отряда с общей численностью 5533 чел.
б) С начала войны зарегистрировано отрядов 675, общей численностью 25 223 человек.
Таким образом, в настоящее время на Украине почти нет ни одного крупного активного отряда, который имеет связь с центром».
То есть на начало 1943 года на территории УССР осталось 3666 партизан. А подавляющее большинство из упомянутых 25 000 партизан куда-то делось — либо погибли, либо разбежались или спряталась в лесах, не проявляя активности.
Кто же осмелился так грубо переписывать всем хорошо известную историю славного партизанского движения? Это — майор госбезопасности Тимофей Строкач, в 1942-45 годах — начальник Украинского штаба партизанского движения.
«Личный состав 12-го батальона Сабурова занимается разгулом, пьянством, терроризирует и грабит по-советски настроенное население, в том числе даже родственников своих бойцов. Комбат Шитов и комиссар обещают прекратить эту антисоветскую работу, но действуют нерешительно, стараясь прикрыть лиц, занятых бандитизмом».
А это что за ничтожный буржуазный националист клевещет на партизан Героя Советского Союза Сабурова? Это — нарком внутренних дел Берия, он докладывает Сталину о бесчинствах, у него самого не хватает средств, чтобы обуздать героев-партизан. Вдумайтесь — у члена Ставки Лаврентия Павловича, который пишет Сталину: "Прошу повлиять через Сабурова«...
Не совсем украинское партизанское движение в УкраинеИными словами, советское партизанское движение было чем-то совершенно иным, чем о нем рассказывают школьникам и студентам независимой Украины. Во-первых, оно никогда не имело грандиозных масштабов: в справке Украинского штаба партизанского движения (УШПД) от 20 августа 1944 года, подписанной начальником оперативного отдела УШПД полковником В. Бондаревым, говорится, что за годы войны в Украине действовало 1200 партизанских соединений, отрядов и групп общей численностью в 112 тысяч человек.
А численность формирований, управляемых УШПД, которые в то же определенное время действовали в тылу противника, никогда не составляла более, чем 40 000 человек. И то такая массовость появилась только в предпоследний год войны.
Во-вторых, этнический состав украинского партизанского движения не отвечал этнической структуре населения: в 1944 году этнический состав 11 крупнейших партизанских соединений, действовавших на территории РСФСР, был таким: 25% россиян, 57% украинцев, 8% белорусов, 4% поляков, 2% евреев, 4% — представители других этносов и этнических групп, а в партизанской дивизии Ковпака украинцев была только треть (тогда как по переписи 1939 года украинцы составляли 76% населения УССР, а россияне — 13%).
62 партизана, действовавших на территории РСФСР, стали Героями Советского Союза. Первое место занимают украинцы — 32 человека (51,6%), второе — россияне — 24 человека (38,7%), третье — белорусы — 3 человека (4,8%). Еще интереснее в этом плане был состав командования украинских партизан: на июль 1943 года из 125 сотрудников УШПД было 60 россиян и только 41 украинец (плюс 24 лица других национальностей).
В-третьих, насчет всенародной поддержки также существуют большие сомнения. Скажем, в сообщении начальника полиции порядка Райхскомисариата Украины № 162/42 (G) на имя Гиммлера, в частности, отмечено, что «большевистские террористы» активно «грабят и разоряют украинские села». В таких совершенно секретных документах нацисты обычно говорили правду. А вот статистика: осенью 1943 года на Волыни 79 сел сожгли нацистские каратели, а 29 — красные партизаны. Если принять во внимание соотношение сил, то партизаны в этом деле обнаружили гораздо большую активность и предприимчивость.
Не случайно во время рейда соединения Сидора Ковпака в Карпаты летом 1943 года, по свидетельству очевидца, «гуцулы охотились на Ковпака и его людей как на медведей».
А, собственно, что в этом всем удивительного? Ведь советские партизаны были порождением и инструментом тоталитарного режима, так и действовали согласно идеологии и практики этого режима, реализуя на территории, где большевистской власти временно не было, сталинскую доктрину «выжженной земли».
Что же касается огромных потерь и среди самих партизан, и среди гражданского населения, то когда большевики на них обращали внимание? Так, в 1942-м году четвертым управлением НКВД УССР в тыл врага было заброшены 2027 разведчиков-одиночек и 595 разведывательных групп (каждая численностью от 5 до 15 человек). Назад вернулись 400 разведчиков (20%) и 34 группы (6%).
Остальные погибли или пропали без вести. Причины — низкий уровень подготовки и еще более низкая поддержка со стороны населения оккупированных нацистами территорий. Но «конвейер» продолжал работать — "мы за ценой не постоим«...
Партизанская слава и бесславие«В целом в течение Великой Отечественной войны партизаны Украины уничтожили около 500 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, разгромили 467 вражеских гарнизонов, комендатур, штабов, пустили под откос 5019 эшелонов с живой силой и боевой техникой, подбили и захватили 1566 танков и бронемашин, 790 орудий, 13535 автомашин, 211 самолетов». Этот откровенный «бред в цифрах» содержится на официальном сайте Главного управления разведки Министерства обороны Украины.
Получается, что из четырех миллионов солдат, которых потеряли убитыми Германия и ее союзники на территории Советского Союза, Польши, Югославии и других восточноевропейских государств, восьмая часть была уничтожена партизанами УССР. А танков в боях с партизанами немцы потеряли не менее, чем во время длительных ожесточенных боев на Курской дуге.
И вражеских самолетов партизаны уничтожили вдвое больше, чем Кожедуб с Покрышкиным, вместе взятые. Если разведка Украины и в сегодняшней своей деятельности занимается такими невероятными мистификациями, то возникает закономерный вопрос: а на кого она действительно работает — и работает ли вообще?
Конечно, советские партизаны воевали — в неизмеримо меньших масштабах, но воевали. Хотя нередко их боевые действия сводились к штурмам немецких складов с продовольствием или винокурен. Конечно, они несли страшные потери (вызванные, прежде всего, сопротивлением населения оккупированных территорий сталинской стратегии «выжженной земли», которую осуществляли партизаны в 1941-42 годах), а пополнялись — с 1943 года — не в последнюю очередь за счет полицейских и солдат разного рода вспомогательных формирований вермахта, набранных из числа советских граждан.
Конечно, партизаны отвлекали какие-то враждебные силы с фронта и заставляли оккупационную администрацию жить напряженной, тревожной жизнью. Хотя операции свои советские партизаны проводили, в основном, не против немецких или других оккупационных войск, а против полицейских формирований. Вообще, на оккупированных нацистами территориях СССР три года шла настоящая партизанско-полицейская война, где обе стороны были одинаково жестоки, и от действий которых страдало гражданское население.
Впрочем, кроме советских партизан и украинских повстанцев (которые также иногда называли себя партизанами) была в те годы на территории СССР еще одна вооруженная сила, которая никому не подчинялась и действовала стихийно. Это были небольшие отряды, состоявшие из крестьянских ребят и солдат-окруженцев, которые действовали локально, защищая свое село или городок.
Они избегали громких операций против оккупантов и контактов с управляемыми из Москвы партизанскими соединениями, которые бы заставили их воевать по-сталински, то есть безжалостно и бездарно. Но само их наличие заставляла оккупантов избегать радикальных действий, будь то грабеж местного населения или массовый вывоз людей на принудительные работы в Рейх.
Численность таких «диких партизан» (как их звали советские генералы) в 1942-43 годах превышала число воинов советских партизанских соединений и отрядов. По мере передвижения линии фронта на запад, они или вливались в Красную армию, или попадали «под крыло» советских партизан.
После войны же многие из тех «диких партизан», кто выжил, так же, как и полицейские, которые перешли на советской сторону и даже дошли в рядах Красной армии в Берлин, были арестованы и отправлены в ГУЛАГ — за реальные или мнимые грехи, которые давно уже были смыты кровью.
А советское партизанское движение превратилось в одну из мифологем, на которых держалась власть в СССР, — и с помощью которых пытается удержаться в Украине нынешний режим. И пока независимые исследователи изучают реальные — и героические, и трагические, и откровенно бандитские — страницы партизанского движения, пока они называют имена настоящих героев и настоящих преступников, которые воевали в рядах партизан, власть снова и снова пытается выставить украинцев абсолютными идиотами, которые, мол, безоговорочно поддерживали тоталитарную советскую систему. «Партизанское движение отражало непоколебимую волю и стремление всего народа отстоять свою Родину», — написано на сайте Военной разведки Украины. Эту «родину», которая уничтожила не менее украинцев, чем нацистские оккупанты, и действовала теми же методами...
Сергей Грабовский, кандидат философских наук, член Ассоциации украинских писателей, опубликовано на сайте Радіо Свобода
Перевод: «Аргумент»
Майже,як в Америці
И куда же оно подевалось?
А кого то хвилює, буде газ,будуть й гроші,великі гроші