НОВИНИ

Газовая подстава России

В этом новом мире цены на энергию будут значительно ниже и, как следствие, геополитика будет намного меньше зависеть от нефти и газа. В следующие 5-10 лет государства, режимы которых зависят от энергоэкспорта, столкнутся с серьезными проблемами и оспариванием своей власти. Оказавшись более неспособными получать огромные суммы от торговли углеводородами для распротранения своего влияния зарубежом и поддержки сопутствующих проектов, они будут вынуждены перейти к усилению налогового бремени для своих граждан.

Энергетическая революция является результатом внедрения технологий, позволяющих легко и дёшево бурить и добывать нефть и газ из сланцевых пород. Одна из таких передовых разработок — гидравлический разрыв пласта– основывается на вдувании под высоким давлением в сланцевые породы особой технической смеси из песка, химикатов, воды, особого геля и сжиженных парниковых газов для извлечения углеводородов. И хотя эту методику обсуждали еще в 1948 году, лише совсем недавно она стала технически и коммерчески осуществимой. Еще одна из технологий – горизонтальное бурение – позволяет добытчикам подключаться к узким, но по площади очень большим, месторождениям с удивительной точностью.

Гидроразрыв пласта широко используется лишь на протяжении последних пяти лет, но результаты ошеломляют: уже сегодня у США имеется переизбыток природного газа. Цены на газ там упали до уровня в 25% от цен 2008 года! Низкая цена на этот ресурс привела к перелому в экономике Соединенных Штатов, например, к 2020 году ожидается переход на газ 1/6 электростанций, сжигающих уголь, переход сотен тысяч автомобилей на ГБО вместо бензина, а также – строительство и возвращение из Китая множества нефтехимических заводов и фабрик, а также заводов по производству удобрений, использующих газ в качестве и сырья, и топлива. Консультанты из PricewaterhouseCoopers прогнозируют, что к 2025 году новая индустрия создаст в США около миллиона новых рабочих мест.

Также США широко используют новые технологии, чтобы извлекать сланцевую и тяжелую нефть и метан из угольных пластов. В силу этого доля импортируемой из-за рубежа Соединенными Штатами нефти упала с 60% в 2005 году до 45% в 2012 году. И эта тенденция будет продолжаться до тех пор, пока страна, или даже вся Северная Америка, не станет энергетически самодостаточной.

Экономические и геополитические последствия этого будут ощущаться во всем мире. Падение спроса в США на импортированные сжиженный природный газ и нефть, а также на уголь собственой добычи уже снизили общемировые цены на эти ресурсы. В результате европейские страны стали более независимыми в газовых переговорах с Россией, импорт из которой обеспечивает четверть ихнего потребления.

Обретенная уверенность, возможно, позволит Евросоюзу начать в сентябре 2013 года расследование схем ценообразования Газпрома, российского энергетического монополиста. Кроме того, страны Европы начали пересмотр нескольких долгосрочных газовых контрактов с Россией, в которых цены на газ привязывались к ценам на нефть – схема, столь любимая Газпромом.

Вместо этого они продвигают свой интерес краткосрочных точечных закупок по рыночным ценам в ожидании роста предложения и, соответственно, снижения цен. Россия уже предоставила нескольким странам 10% скидки по действующим контрактам.

До недавнего времени Газпром пренебрежительно отзывался о «сланцевой революции», утверждая, что нетрадиционные технологии газодобычи являются коммерчески невыгодными и несут угрозу окружающей среде. Учитывая, что Россия получает большую часть доходов от экспорта энергоресурсов – около 60%, согласно большинству оценок – снижение объемов продаж природного газа чревато ей политической катастрофой.

Ведь и распад Советского Союза, и уход бывшего российского президента Бориса Ельцина с политической арены в конце 1990-х годов совпали с периодами низких цен на енергоресурсы. А ведь действующий президент России Владимир Путин знает о  новейшей политической истории своей страны не понаслышке.

Проблема вся в том, что перспективы Путина в мире, наводненном дешевыми углеводородами, являются весьма шаткими. Его режим будет пытаться удержать российскую долю европейского рынка за счет снижения цен, но это будет означать резкое снижение доходов. Ведь еще хуже то, что поля прибыльности Газпрома являются довольно узкими. Учитывая, что российский колосс продает 60% своего газа на внутреннем рынке себе же в убыток, чтобы оставаться на плаву, Газпром вынужден выжимать максимум прибыли из своего европейского экспорта (в данный момент он продает газ Европе с 66% прибыльностью).

Немає коментарів

Додати коментар