В 2012 году Европейский Союз предпринял множество мер для смягчения финансовых последствий набирающего обороты кризиса. Одной из них было создание Европейского стабилизационного механизма — постоянно действующего фонда финансовой помощи нуждающимся странам ЕС. Еще одной, не менее важной, мерой было наделение Европейского центрального банка большими полномочиями, позволяющими ему вмешиваться на рынках облигаций для помощи проблемным странам. Эти меры, которые помогли Еврозоне остаться на плаву в 2012 году, будут действовать и в 2013 году, поэтому, скорее всего, Еврозона переживет и этот год. Но они не решают трех фундаментальных проблем европейского кризиса (Более подробно о том, почему этот год будет особенно важным для Евросоюза рассказал основатель и главный эксперт Stratfor Джордж Фридман в своей статье «Почему 2013 год станет для Европы решающим», которую «Хвиля» опубликовала ранее. – прим. ред.).
Во-первых, европейский кризис – это прежде всего кризис конкурентоспособности. Экономики южных стран Еврозоны, которые перед кризисом имели высокие кредитные рейтинги, сегодня не являются ни конкурентоспособными, ни развивающимися. То ли дело экономики Северной Европы и производственные кластеры, возникшие за последнее десятилетие в Азии. Если раньше периферийные европейские экономики для восполнения лакун в своей конкурентоспособности могли воспользоваться кредитно-денежными механизмами, то с введением единой валюты такая опция стала невозможной. Более того, в результате этого единственно возможным выходом для этих экономик является бюджетно-налоговые механизмы экономии, принявшие за последние несколько лет характер болезненных сокращений зарплат и социальных выплат.
Во-вторых, кризис имеет ярко выраженную политическую природу. Европейский Союз является не федерацией, а «сборной» национальных государств, объединенных международными договорами. А это означает, что принятие решений в ЕС – это всегда процесс балансирования между европейской интеграцией и национальным суверенитетом. Все политические решения, которые принимаются в Брюсселе для борьбы с кризисом, опираются на передачу суверенитета наднациональным институтам, как в случае оказания финансовой помощи странам, находящимся в бедственном положении, так и при установлении контроля за национальными бюджетами со стороны общеевропейских структур. Через свой наднациональный характер эти решения ведут к возникновению трений между странами, стремящимися прежде всего защитить свои национальные интересы и к внутренним конфликтам в самих странах (в правительственных верхах или среди населения).
В-третьих, европейский кризис угрожает общественной стабильности в некоторых странах, особенно на периферии Еврозоны. Предпринимаемые по требованию Брюсселя меры экономии способствуют нарастанию общественного недовольства, угрожающего власти традиционных политических партий и способствующего укреплению позиций радикальных левых и правых партий.
Все три вышеперечисленные проблемы европейского кризиса, так усилившиеся в 2012 году, будут влиять на обстановку и в этом году.
Кризис достигает ядра Еврозоны
В 2012 году экономики Севера Еврозоны (Германия, Франция, Голландия, Австрия и Финляндия) страдали от кризиса меньше, чем их южные соседи. У них был относительно низкий урвень безработицы, а некоторые даже показывали хоть и скромный, но все же рост. В связи с этим главные события кризиса разворачивались на периферии Еврозоны. В 2013 году две крупнейшие экономики Еврозоны (Германия и Франция) покажут минимальный рост или даже стагнацию. Это очень негативным образом скажется на всей Европе.
Париж будет попытается бороться с кризисом путем запуска структурных реформ, чтобы повысить конкурентоспособность французской экономики и стимулировать экономическую активность. Этим мерам, к которым относится и реформирование рынка труда, не обрадуют французские профсоюзы. Недовольство профсоюзов и общее замедление экономики приведут в 2013 году к крупнейшим с начала кризиса массовым протестам.
Экономический застой в Германии вряд ли приведет к кардинальным изменениям во внутренней политике, учитывая, что замедление будет постепенным, а уровень безработицы будет расти медленно и относительно невысокими темпами. Кроме того, парламентские выборы, которые ожидаются в сентябре или октябре 2013 года, существенно замедлят в Германии и процесс принятия решений, соответственно, до выборов никаких фундаментальных изменений не будет и в немецкой внешней политике.
Выборы в Германии замедлят принятие решений и на общеевропейском уровне. Лидеры Евросоюза скорее всего попробуют обсудить лишь несколько институционных реформ, в том числе пересмотр союзных договоров и выпуск еврооблигаций, но существенных перемен в 2013 году Евросоюзу вряд ли стоит ожидать. С некоторой долей вероятности можно прогнозировать, что в этому году все же будут достигнуты договоренности по нескольким менее важным вопросам, таким как технические аспекты банковского союза и реформирование бюджета ЕС.
В то же самое время экономический спад в Северной Европе приведет к тому, что страны этого субрегиона Еврозоны станут еще менее охотно оказывать финансовую помощь странам европейской периферии. Но, скорее всего, необходимая помощь все же будет оказана.
Ухудшение экономических условий в периферийных странах Еврозоны
В 2013 году кризис продолжит разрушать экономики периферии Еврозоны. Греция, Испания, Португалия и Италия переживут очередной спад своих экономик и рост безработицы. Во всех этих странах будет нарастать социальный протест и в этом году мы увидим множественные массовые демонстрации и забастовки.
Бросающийся в глаза растущий разрыв между уровнями жизни правящих элит и населения стран европейской периферии будет ключевым в 2013 году: существует угроза, что некоторые правительства будут сброшены. Но даже если к власти придут оппозиционные партии, им придется столкнуться с теми же проблемами, которые не смогли разрешить их предшественники. Другими словами, смена политиков не приведет к смене политики. В большинстве своем, эти страны в 2013 гоу в любом случае будут вынуждены применять меры жесткой экономии, но следует также ожидать и некоторого роста сговорчивости и поблажек со стороны их кредиторов. Под угрозой эскалации кризиса европейские институции пойдут на уступки.
Хотя радикальные и антиправительственные партии стают все более влиятельными в политических дебатах, они все еще недостаточно сильны, чтобы прийти к власти в любой из стран Еврозоны. С каждым электоральным сезоном популярность традиционных партий Европы падает, но старым элитам удасться удержать власть и в 2013 году.
Общественно-политическая нестабильность будет особенно острой в Греции, но страна сумеет остаться в 2013 году в Еврозоне: греческое правительство будет продолжать получать финансовую помощь со стороны Евросоюза и это удержит её от выпадения. Кроме того, Афины даже, скорее всего, добьются уступок со стороны Брюсселя – пересмотра или смягчения финансово-экономических требований в случае необходимости. Испании в 2013 году вероятно также понадобится финансовая помощь от Европейского Союза. Stratfor предполагает, что Мадрид достигнет согласия со своими кредиторами, так как Брюссель заинтересован в сдерживании последствий испанского экономического кризиса и в предотвращении его распространения на другие страны Еврозоны.
Единственной страной периферии Еврозоны, в которой пройдут выборы, является Италия (в феврале 2013 года). Если следующему итальянскому правительству не удасться достичь политической стабильности и запустить экономические реформы, то финансовая помощь Брюсселя может понадобиться и Риму. Если до этого дойдет, то Италии и Европейскому Союзу, скорее всего, легко будет достичь согласия.
Рост политической раздробленности
Из-за фундаментальных противоречий между национальными интересами и внешнеполитическими приоритетами среди стран-членов ЕС, европейский кризис в 2013 году приведет к обострению политической, дипломатической и экономической разобщенности на территории Европейского субконтинента.
В дополнение к существующим различиям между входящими и не входящими в Еврозону странами, политическая фрагментация острее всего будет ощущаться внутри Еврозоны. Франция станет более активно продвигать идею теснейшей экономической солидарности в Европе посредством выпуска еврооблигаций и аналогичных механизмов, что приведет к недовольству Герминии. В год выборов Берлин и Париж вряд ли достигнут согласия по поводу подобных вопросов.
Не входящая в Еврозону Великобритания будет пытаться защитись свой суверенитет и пересмотреть свой статус в Европейском Союзе. Но Лондон не покинет ЕС в 2013 году. Страны, входящие в Еврозону, усилят сотрудничество для преодоления структурных недостатков валютного союза. Восточно- и Центрально-Европейские страны, не входящие в Еврозону будут балансировать между стремлением к более активному участию в процессах принятия решений и преимуществами, которыми они пользуются, не являясь частью валютного союза.
В 2013 году Европа продолжит пользоваться преимуществами тех же самых механизмов и инструментов, что и в 2012 году, а единство Европейского Союза будет сохранено. Но Европа также ощутимо пострадает от последствий глубоких политических и социальных аспектов кризиса, которые так и остались нерешенными.
Предыдущие части геополитического прогноза на 2013 год от аналитического агентства Stratfor читайте здесь и здесь.
Майже,як в Америці
И куда же оно подевалось?
А кого то хвилює, буде газ,будуть й гроші,великі гроші