СТАТТІ

«Хольмганг» - дуэль не до смерти

 

 

Когда состоялась первая в истории человечества дуэль, не знает никто. Зато достоверно известно, что дуэли существовали еще у викингов, и назывались они «хольмганг». Как же это происходило? Противники встречались на вершине холма. Сражение шло не до смерти – тот, кто признавал себя проигравшим, должен был выплатить победителю заранее оговоренный «штраф». Такие правила привели к появлению многочисленной когорты «профессиональных дуэлянтов». Провоцируя возможных противников, они на этом попросту зарабатывали.Впрочем, в Исландии дуэли запретили уже в 1006 году, а спустя несколько лет – и в Норвегии. Справедливости ради следует заметить, что подобный способ заработка практиковали не только викинги. Так, в 60-е годы ХХ столетия газеты США писали об авантюристе, известном как Биг Холлман. Он подсаживался в ресторанах за столики посетителей и так искусно выводил их из себя, что те набрасывались на него с кулаками. Понятно, что вскоре «пострадавший» Холлман получал денежную компенсацию в суде. Правда, к дуэлям как таковым это прямого отношения не имеет.

 

«Пока на белом свете есть Гасконь»

«Классические» же правила дуэлей выработали французы спустя почти половину тысячелетия после викингов. Напрасно французские короли грозили дуэлянтам всевозможными карами: от заключения в Бастилию до смертной казни – ничто не помогало. Достаточно сказать, что к началу XVII века всего за пять лет на дуэлях погибли более двух тысяч дворян… Настоящая бойня, прямо-таки гражданская война!
По традициям того времени, драться должны были и секунданты соперников. Пример приводит Александр Дюма в романе «Графиня де Монсоро». Трусоватый граф д’Эпернон, удостоверившись, что, как секундант, должен будет сражаться против легендарного фехтовальщика – «живой шпаги» де Бюсси, места себе от страха не находил. Он успокоился только тогда, когда узнал, что де Бюсси уже убит.

Поединок с мертвецом

Однако одна из самых примечательных французских дуэлей состоялась раньше, в XIV веке. Ее «участники» – Андре Маршан и Жак Шевантье. Слово «участники» написано в кавычках, потому что ко времени этой дуэли граф Шевантье был… уже мертв.
Он погиб на охоте, и в убийстве обвиняли Маршана, мотивируя это тем, что Маршана вдруг резко невзлюбила собака Шевантье. Она рычала и бросалась на него. Как тут не вспомнить фильм «Тернер и Хуч», где собака изобличила убийцу хозяина? Что ж, Маршану не оставалось ничего иного, кроме как признать поведение пса вызовом на дуэль – по-другому доказать свою невиновность он не мог. Как вызванный, он выбрал оружие – палицу, окованную железом и унизанную острыми шипами. Правда, единственное оружие собаки – зубы – оказалось сильнее. Умирая от ран, Маршан успел признаться в убийстве своего друга и скончался тут же, на месте. Как после такого усомниться в собачьей преданности!

Война в воздухе

 

Самолет Fokker Dr. I также стал оружием для поединка
Самолет Fokker Dr. I также стал оружием для поединкаВремя шло. Братья Монгольфье запустили первый аэростат, и вскоре воздухоплавание во Франции стало всеобщим увлечением (для тех, кто мог позволить себе столь дорогостоящие капризы). Не остались в стороне от модного нововведения и дуэлянты, некие Франсуа Пик и Жан-Батист Гранпер. Повод для дуэли был банальным – спор из-за девушки, певицы королевской оперы. Однако так как оба увлекались аэронавтикой, то и дуэль решили обставить соответственно: они должны были взлететь на воздушных шарах, вооруженные ружьями и с изрядным запасом пороха и пуль. Сказано – сделано. Воздушные шары непримиримых соперников взмыли вверх. На высоте около двухсот метров противники открыли огонь. Повезло Гранперу – его пуля прорвала оболочкушара противника, и Пик спикировал, да простится нам каламбур (он остался жив, но дуэль проиграл!). А вот девушка победителю все равно не досталась.
Пока аэронавты выясняли отношения, она успела сбежать с третьим претендентом.
Здесь будет уместно временно нарушить хронологию и рассказать еще об одной воздушной дуэли, состоявшейся в США в 1984 году между самозваным «священником», руководителем так называемой «Церкви истинного света» Кеном Роджером и прихожанином той же секты Джоном Уилбуром. Роджер заподозрил Уилбура не то в критике «истинного света», не то в недостаточном почтении к нему лично. А хобби у «преподобного» было весьма своеобразное. Он восстанавливал по сохранившимся чертежам действующие аэропланы времен Первой мировой войны. В его коллекции находились триплан Fokker Dr. I, точная копия истребителя, на котором летал немецкий ас Манфред фон Рихтгофен, а также копия французского биплана Spad Жоржа Гинемера. Роджер знал, что Уилбур – неплохой пилот-любитель, поэтому решено было устроить дуэль на этих машинах. Каждую оснастили зазубренными стальными полосами и якорями на конце двадцатиметрового троса (изобретением русского летчика Петра Нестерова для воздушного боя).
Победил Уилбур (Роджер уцелел, но его самолет был сильно поврежден).

 

Хладнокровие генерала Путнэма

Вернемся к более ранним временам, а именно к Войне за независимость Америки. Вызов на дуэль получил генерал Айзек Путнэм. Ему было предложено сражаться на шпагах, но это предложение он отверг и выдвинул встречное: на открытую бочку с порохом ставится зажженная свеча, противники садятся рядом. Проигравшим считается тот, кто хотя бы приподнимется со стула первым. Когда прибыл посыльный от соперника, генерал уже сидел возле бочки и невозмутимо курил сигару. В письме, принесенном посыльным, противник признавал свое поражение и отказывался от дуэли.
Не менее хладнокровным показал себя и генерал Бруно Цейсс. Будучи вызванным на дуэль в 1808 году, он предложил оппоненту прогулку на глазах у осаждавших город врагов. Тот, кто оставался в живых, имел право уйти в укрытие. Надо отдать должное сопернику Цейсса, он не струсил. Правда, в живых не остался ни один из дуэлянтов.

«Извольте выбрать, сэр!»

В знаменитой повести Артура Конана Дойла о Шерлоке Холмсе – «Этюд в багровых тонах» – описывается другой вариант дуэли. Там мститель предлагает своим врагам не шпаги и пистолет, а выбор одной из двух таблеток: первая безвредна, вторая с ядом. Однако писатель тут, собственно, ничего нового не придумал. В 1878 году в США свирепствовала эпидемия холеры. Дональд Брайтон, вызванный на дуэль полковником Стивеном Хантером, прибыл в условленное место с двумя зелеными яблоками. В те времена считалось, что съевший зеленое яблоко непременно умрет от холеры. Брайтон же считал иначе: умрет лишь один из них. Поразмыслив, полковник Хантер от дуэли отказался.
Не менее любопытна история, произошедшая с немецким канцлером (а тогда еще даже не генералом) Отто Бисмарком. Он вызвал на дуэль ученого Франка Кирштайна. Отлично осведомленный о безупречном владении Бисмарком любыми видами оружия, Кирштайн предложил дуэль на сосисках, ссылаясь на любовь к национальному немецкому блюду: противники съедают по сосиске (естественно, одна из них отравлена). Мотивировка отказа Бисмарка от такой дуэли хрестоматийна: «Герои не объедаются до смерти».
Если уж речь зашла о Германии, уместно будет упомянуть, что во времена Третьего рейха дуэли между эсэсовцами были разрешены – правда, лишь с позволения начальства и при соблюдении соответствующих формальностей.

«Газ до отказа – смотри не зевай!»

А в 1960 году в Калифорнии снова возникла классическая ситуация – ссора фермеров из-за девушки. Противники решили не стреляться, ведь в их распоряжении было куда более эффектное американское оружие – машины! Поскольку оба далеко не бедствовали, то и автомобили соответствовали уровню благосостояния – «Кадиллак» и «Паккард».
Пригласили в качестве секундантов механиков и – на всякий случай – врачей. Выехали рано утром, ринулись навстречу друг другу на предельной скорости… И оба свернули – не выдержали нервы. Дуэль продолжалась на более низких оборотах, соперники старались применять таран с более безопасных углов. Впрочем, безопасность – понятие относительное. Дуэлянтов пришлось отправить в больницу, машины же восстановлению не подлежали. Неизвестно, кого из претендентов на руку и сердце выбрала девушка, но ездить ей отныне приходилось на автобусе.
А в культовом американском фильме Николаса Рэя «Бунтарь без причины» показан другой вариант автомобильной дуэли. Противники садятся в машины и на полной скорости мчатся к пропасти. Проигрывает тот, кто затормозит первым.
Моторами оснащены не только автомобили, но и лодки. Вот какой случай произошел в Австралии. Два друга повздорили из-за дамы, и условия дуэли были такими: оба садятся в моторную лодку, заплывают в воды, кишащие акулами, и прыгают за борт. Кто победит, понятно. Но уже через несколько минут секундантам пришлось вылавливать дуэлянтов из воды – дело в том, что ни один из них не умел плавать. Обоим осталось утешаться тем, что акулам они не достались.

Ради чести и престижа

История дуэлей, вообще-то, видимо, так же бесконечна, как и человеческое соперничество, которое всегда было, есть и будет. И это не обязательно смертельные схватки. Например, Мэри Шелли (автор «Франкенштейна») и Агата Кристи написали свои первые романы на пари – чем не дуэль (не между ними двумя, конечно, они жили в разное время)? Закончились пари для обеих всемирной неувядающей славой… А настоящая литературная дуэль состоялась между Конаном Дойлом и Оскаром Уайльдом, одновременно принявшими вызов одного и того же журнала – «Липпинкотс мэгэзин». Один написал «Знак четырех», другой – «Портрет Дориана Грея». Выиграли оба. Так что унывать явно не стоит. К барьеру, к барьеру, господа!

Андрей БЫСТРОВ

Немає коментарів

Додати коментар