Отношение к националистически военизированным формированиям не однозначное. В Украине их часто называют борцами за независимость, в Польше бандитами и преступниками, в России-фашистскими «прихвостнями». Архивные документы свидетельствуют о том, что отряды украинских националистов с конца 1930-х и до середины 1950-х активно действовали на территории южных областей Беларуси.
В1941 г. один из лидеров украинских националистов и руководитель «Полесской сечи» Тарас Боровец «Бульба» присвоил своим военизированным формированиям название-Украинская повстанческая армия (УПА). Интересным фактом является то, что украинское движение в беларуском Полесье находилось под сильным влиянием сторонников Украинской Народной Республики. Президент УНР А. Левицкий во время войны жил в оккупированной нацистами Польше и оттуда руководил УПА. Однако реально командовал этим формированием именно Т. Боровец.
В августе 1941 г. отряды УПА (ок. 10 тыс.) совместно с подразделениями, сформированной нацистами Беларуской Самообороны (БСО) (5 тыс.) под командованием В. Родзько и М. Витушко провели «зачистку» Полесья от попавших в окружение солдат Красной Армии. Тогда в полесских болотах происходила по сути дела гражданская война, в которой немцы, зачастую, были лишь сторонними наблюдателями.
Под Мозырем украинские и беларуские формирования соединились, образовав своеобразный «кровавый полесский котел». Вообще же украинские националисты быстро нашли общий язык со своими антисоветски настроенными собратьями в Беларуси. Лидеры ОУН имели контакты сбеларускими коллаборационистами Ермаченко, Козловским. Делегации бандеровцев неоднократно (в 1942 и 1943 гг.) участвовали в совещаниях, организованных беларускими националистами на оккупированной немцами территории БССР. В официальных документах бандеровцев, в частности, говорилось: «Мы (украинские националисты - И.М.) должны им (беларусам - И.М.) разъяснять, что враги украинцев и беларусов - немцы и большевики. Беларусь! должны бороться за свою державу».
Украине националисты стремились привлечь беларуских коллаборационистов к подготовке к революционной войне «против всех» за национальную независимость, однако, как отмечал в 1950-х гг. президент созданной нацистами Беларуской центральной рады Р. Островский, эта идея не была поддержана беларусами. Была достигнута лишь «договоренность о совместной борьбе против Советов». Последствия этой договоренности сказались после освобождения республики советской армией. На территории Беларуси отряды УПА вели боевые действия совместно со скрывавшимися в лесах отрядами местных коллаборационистов.
В октябре 1942 г. на территории Кобринщины был сформирован первый отряд УПА, подчиненный непосредственно С. Бандере. Со временем бандеровцы «подмяли» под себя и отряды сторонников Мельника. В мае 1943 г. состоялись переговоры между руководством УПА-Бандеры и Т. Боровцом, которые закончились безрезультатно. Впрочем, вскоре «атаман» Бульба-Боровец переименовал свои отряды в «Украинскую Народно-Революционную армию». С конца 1942 г. на территорию беларуского Полесья активно продвигаются рейдовые бригады советских партизан под командованием Кавпака и Медведева. Это привело к их многочисленным вооруженным столкновениям с отрядами украинских националистов.
К 1944 г., т.е. моменту освобождения БССР от нацистской оккупации, севернее Буга действовали значительные силы ОУН, объединенные Брестским окружным
проводом под кодовым названием «Кричевский». Его возглавлял Зиновий Савчук. Брестский окружной провод входил в состав краевого провода ОУН на «северо-западных украинских землях» с кодовым названием «Москва», включавшего, помимо территории беларуского Полесья Волынскую, Ровенскую, Житомирскую и Винницкую области Украины. Во главе краевого провода стояли Т. Чупринка и М. Дубовой....
Майже,як в Америці
И куда же оно подевалось?
А кого то хвилює, буде газ,будуть й гроші,великі гроші